Как составить жалобу на действия сотрудника ГИБДД?
На практике нередко бывает так, что у
водителя возникают разногласия с сотрудником ГИБДД по поводу трактовки
тех либо иных эпизодов, совершения правонарушения, и др.
Свое несогласие можно выразить в протоколе; в особо сложных ситуациях
вы можете потребовать прибытия на место вышестоящего сотрудника ГИБДД.
Однако этого может оказаться недостаточно. К сожалению, в рядах ГИБДД
еще встречаются сотрудники, которые могут игнорировать любые законные
требования водителя, пользуясь своим превосходством, либо даже открыто
злоупотреблять служебным положением.
Иногда представители ГИБДД ведут себя грубо, бесцеремонно и
неуважительно по отношению к водителю, не считаясь ни с какими
этическими нормами и правилами и унижая его человеческое достоинство.
Наиболее характерный пример — это когда инспектор ГИБДД строго и
нравоучительно выговаривает нарушившему ПДД водителю в присутствии его детей.
В связи с этим возникает резонный
вопрос: можно ли каким-то образом официально пожаловаться на
неправомерные, с точки зрения водителя, действия инспектора ГИБДД, если
на месте разрешить ситуацию не удалось?
Да, в соответствии с действующим законодательством
водитель может пожаловаться на действия сотрудника ГИБДД, как и любой
гражданин — на действия (либо — бездействие) любого сотрудника милиции. К
сожалению, знают об этом далеко не все наши граждане, и в данном
разделе мы постараемся восполнить этот пробел.
ВНИМАНИЕ
Порядок обращения граждан за судебной защитой
регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской
Федерации, в котором определена вся последовательность ваших действий.
Этим документом установлено, что гражданин может пожаловаться на
действия (либо бездействие) государственных органов, общественных
организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, и в
том числе — на незаконное привлечение гражданина к административной
ответственности органами ГИБДД, необоснованное признание вины в
дорожно-транспортном происшествии и т.д. Форма жалобы законодательно не
утверждена, поэтому при ее составлении рекомендуется использовать в
качестве образца форму утвержденного искового заявления.
Обязательными реквизитами любой
официальной жалобы являются: полное наименование судебного органа, в
который она подается, а также его адрес и почтовые реквизиты. После них
указывается информация о составителе жалобы: ФИО полностью, место
жительства согласно паспортным данным, почтовый адрес для получения
корреспонденции (он может не совпадать с домашним адресом — например, вы
можете использовать абонентский ящик на почте), а также контактные
телефоны (желательно — номер не только домашнего, но и мобильного
телефона).
После этого укажите информацию обо всех заинтересованных
лицах (иначе говоря — сотрудниках ГИБДД, действия которых вы хотите
обжаловать). Полный перечень реквизитов, которые будут указаны в жалобе,
зависит от конкретной ситуации (например, вы можете не знать домашний
адрес сотрудника, на работу которого хотите пожаловаться). Ниже мы
приводим подробный перечень реквизитов, каждый из которых будет полезен.
- ФИО (полностью) сотрудника, на которого вы жалуетесь.
- Его должность, звание, по возможности — место работы (например, «ОГИБДД г.Братска либо Братского района»).
- Номер нагрудного знака.
- Данные служебного удостоверения.
- Если сотрудник ГИБДД был на служебной машине — бортовой и государственный регистрационный номера служебной машины.
- Адрес места жительства (согласно паспортным данным либо фактический), адрес для получения почтовой корреспонденции.
- Адрес места работы (если у вас есть название места работы инспектора, то узнать адрес — не проблема).
- Контактные телефоны: домашний, мобильный, рабочий.
ПРИМЕЧАНИЕ
Чем более полно вы укажете информацию о сотруднике
(сотрудниках) ГИБДД, на действия которого вы жалуетесь, тем меньше
времени потребуется судебному органу для вызова ответчика (ответчиков)
на судебное заседание.
После того, как вы изложили информацию о себе и об
ответчиках, в середине следующей строки напишите слово «Жалоба» (по
аналогии с тем, как, например, пишется заявление о приеме на работу,
либо объяснительная записка, и т.п.), а под ним — опишите ситуацию и
изложите суть жалобы.
При составлении текста жалобы руководствуйтесь приведенными ниже рекомендациями.
- Избегайте излишней эмоциональности: жалоба — это официальный документ, а не кухонная склока.
- Старайтесь не использовать междометия.
- После того, как вы закончили написание жалобы, дайте
почитать ее «независимому эксперту». Будет замечательно, если у вас
есть знакомый юрист, который согласится оценить ваше творение; при
отсутствии такового подойдет любой более-менее грамотный человек.
- Если вы не уверены в том, что пишете без ошибок —
найдите того, кто сможет отредактировать текст жалобы. Грамотный человек
всегда вызывает уважение, а неуч может вызвать лишь чувство досады.
- Пишите кратко и лаконично, фразы стройте конкретно,
логично и последовательно. Не отвлекайтесь на то, что не имеет
непосредственного отношения к делу.
- При написании жалобы не опускайтесь до оскорблений
того, на кого вы жалуетесь, ни в коем случае не навешивайте на него
ярлыков (вроде «наглец», «дурак», «негодяй», «взяточник» и т.п.).
Помните, что он вполне может подать на вас иск в суд за оскорбления, а
также — за клевету (то, что он взяточник, еще нужно доказать, а назвать
человека преступником имеет право только суд).
- Если в силу тех или иных причин вы не можете
представить суду документы, которые подтвердили бы вашу правоту, то
заявите в суд ходатайство об истребовании письменных доказательств. При
этом перечислите причины, из-за которых вы не можете самостоятельно
получить эти документы. В данном случае вы должны сообщить, на основании
чего вы полагаете, что доказательства находятся у данного физического
или юридического лица.
Если вашу правоту могут подтвердить
другие люди, то их следует пригласить на судебное заседание в качестве
свидетелей. Приглашать свидетелей будет суд, а вы предварительно должны
объяснить суду, какие именно обстоятельства, имеющие отношение к делу,
могут подтвердить эти свидетели, и сообщить ФИО и координаты этих
свидетелей.
ВНИМАНИЕ
Многие ошибочно полагают, что пассажиры транспортного
средства не могут выступать в качестве свидетелей, если в деле
фигурирует водитель этого транспортного средства якобы по причине того,
что являются заинтересованными лицами. Это распространенное заблуждение:
все, кто находится в вашей машине, могут выступать свидетелями в любой
ситуации, будь то дорожно-транспортное происшествие либо конфликт с
инспектором ДПС ГИБДД.
Поэтому если, например, сотрудник ГИБДД нанес вам
оскорбление или просто проявил неуважение, отчитывая вас, как школьника,
в присутствии жены и детей, то все взрослые пассажиры (например, жена)
могут являться свидетелями. Само собой, в качестве свидетелей могут
выступать и любые другие очевидцы происходящего.
В жалобе вы обязательно должны указать, какие именно
действия представителя ГИБДД вы считаете неправомерными и ущемляющими
ваши права, а также какие вынесенные решения сотрудника ГИБДД вы
считаете необходимым отменить (например, постановление о наложении на
вас штрафа, или о лишении вас водительских прав, и т.п.).
К жалобе следует приложить перечень документов, на
которые вы ссылаетесь в тексте. Это может быть, например, копия
протокола об административном правонарушении, постановление о лишении
вас водительского удостоверения, и др. Эти документы можно отдельно
перечислить в приложении.
Жалоба заверяется вашей подписью;
также необходимо указать дату ее составления. Отнести жалобу вы можете
лично, а можете — отправить по почте. В последнем случае следует это
делать не обычным, а заказным письмом с заказным уведомлением — тогда
письмо с вашей жалобой будет вручено под роспись, а вы через некоторое
время получите уведомление о получении вашей жалобы, и личной подписью
того, кто ее получил.
Не стоит забывать, что подача жалобы в судебный орган
оплачивается государственной пошлиной в размере, который определен
Законом Российской Федерации «О государственной пошлине». В настоящее
время размер госпошлины составляет 15 % от минимального размера оплаты
труда.
Однако не всегда необходимо подавать
жалобу на действия представителя ГИБДД сразу в судебный орган. В
большинстве случаев бывает целесообразно обратиться с жалобой по месту
работы сотрудника, чьи действия вы считаете неправомерными. В данном
случае при составлении жалобы вы можете руководствоваться теми же
рекомендациями, перечень которых приведен выше.
Отметим, что в некоторых случаях бывает достаточно
устной жалобы на действия того или иного сотрудника. Нерадивые и
недобросовестные работники есть в любой организации, в том числе и в
ГИБДД и, как правило, они хорошо знакомы руководству. Поэтому если вы
столкнулись с одним из них, то его руководство наверняка отреагирует на
вашу жалобу должным образом, понимая, что в данном случае правота,
скорее всего, будет на вашей стороне.
Тем не менее, в любой ситуации
рекомендуется по мере возможности избегать официальных разбирательств и
решать все вопросы мирно, без ссор и взаимных претензий. Следует
понимать, что сотрудник милиции — тоже человек, причем
работающий на трудной и нервной работе. А любое официальное
разбирательство требует времени, которого всем нам так не хватает, и
нервов, а нередко еще и денег.
Поэтому не стремитесь писать жалобы во все инстанции по
любому мало-мальски подходящему поводу, и прибегайте к этому только в
тех случаях, когда действительно необходимо
|