Может ли водитель избежать аварийной ситуации?
Может ли водитель избежать аварийной ситуации?
Может ли водитель даже при наличии плохих дорог и недостаточного их
обустройства, имея транспортное средство исправное, но пока не
отвечающее лучшим мировым стандартам, управляя в обстановке, когда ему
приходится встречать на своем пути других водителей и пешеходов,
нарушающих требования всех норм безопасности движения, все-таки избежать
попадания в аварийную ситуацию?
То есть, может ли
водитель, управляя своим транспортным средством в условиях, далеких от
идеальных, не совершить дорожно-транспортное происшествие, используя
имеющиеся «в распоряжении» маневренные и тормозные возможности своего
автомобиля и весь арсенал необходимых личных качеств и свойств. Ответ
далеко не однозначен, но, к сожалению, сами водители очень не часто
занимаются настоящими поисками решения проблемы. Всерьез же пытаются
ответить на вопрос только специалисты дорожного движения, и здесь мы
сталкиваемся даже с некоторыми теориями, пытающимися обосновать
«закономерность аварийности». Рассмотрим некоторые из них.
«Теория ситуаций»
выведена сторонниками философского подхода к созданию опасности в
дорожном движении. Она сводится к тому, что всякое отдельное
происшествие и его последствия не есть результат закономерности, а
«злодейского» стечения обстоятельств, не находившихся в прямой связи
между собой, а сведенных в данном месте и в данную единицу времени волей
случая, породив дорожный конфликт в виде столкновения транспортных
средств, наезда на пешехода или на какой-нибудь столб. И действительно,
если мы схоластически начнем «подводить базу» под основы этой теории, то
обнаружим, что вроде бы каждого происшествия могло бы не быть — ну,
например, спустил баллон у автомобиля за квартал от места наезда, и гр.
Иванов (возможная жертва) благополучно проследовал бы домой или в
магазин. Или тот же потенциальный «пострадавший» внезапно вспомнил, что
забыл дома выключить газ, развернулся и пошел обратно, а собиравшийся
наехать на него грузовик «не обнаружил» его в месте предполагаемого
наезда.
Данные о действиях участников
происшествия в процессе его течения рассматриваются под углом
«предположительности» действия или бездействия. «Если бы пешеход шел
чуточку медленнее...», «если бы водитель ехал немножко правее...», «если
бы в этом месте его обзорность не перекрыл автобус...» и т. д. и т. п.
Но при правильном, научном подходе
положения «теории ситуаций» не выдерживают критики, так как детальный
анализ действий участников дорожных происшествий и в доситуационный
период и в процессе протекания самой аварии четко указывает на
обязательное наличие ошибок, преступной самонадеянности, незнания
правил, неопытности, отсутствия предвидения, неумения принимать
правильные решения. Это дополняется данными об участии в происшествиях
водителей, находящихся в состоянии опьянения или управляющих технически
неисправными транспортными средствами. Да и исследование концентрации
дорожно-транспортных происшествий показывает, что происходит она не
хаотично, так сказать «где попало», а именно в местах наибольшей
интенсивности движения, там, где оно хуже всего организовано, где
имеются «узкие места» и неблагоприятно состояние надзора за движением.
Таким образом, явно складывается
мнение о порочности «теории ситуаций», так как научный подход к
результатам исследования аварийности указывает на железную
закономерность в создании обстановки дорожно-транспортного происшествия,
на прямую зависимость аварии от совершенно конкретных условий и
обстоятельств, создавшихся задолго до возникновения ситуации на дороге.
|